ПОЛОЖЕНИЕ О МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ
Аналитическая справка
Выявление образовательных дефицитов педагогов
на основе анализа детских результатов
Оценка и развитие профессиональной компетентности учителя на разных этапах его профессиональной карьеры является важным направлением государственной политики в области образования, так и политики учебного заведения.
Качество современного образования в большой степени зависит от профессионализма педагогов. Меняется содержание, формы, методы, средства, технологии педагогической деятельности, роли и позиции педагога. В первую очередь, он должен обладать предметными компетенциями, но не менее важно формирование метапредметных компетенций педагога, которые обеспечивают способность и готовность педагога решать универсальные профессиональные задачи, выходящие за рамки предметного содержания образования и позволяющие педагогу повысить результативность работы с обучающимися.
Современный учитель, следующий требованиям ФГОС НОО, должен владеть целым рядом компетентностей:
– в сфере построения образовательного процесса;
– в организации взаимодействия субъектов образовательного процесса;
– в сфере общения;
– при создании образовательной среды и использовании её возможностей и др.
Как показывает практика, не все учителя в полной мере готовы к выполнению профессиональных функций в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Изучение документов педагогов, наблюдение за практической деятельностью учителей, контрольно-методические срезы, контроль ведения документации, анализ результатов деятельности педагогов, собеседование, анкетирование, а также анализ практики внедрения ФГОС НОО показывают, что затруднений, испытываемых учителями, достаточно много. Это сложности в области постановки целей и задач деятельности с учетом требований ФГОС НОО, трудности в области мотивации учебной деятельности школьников, недостаточная компетентность учителя в области обеспечения информационной основы учебной деятельности, в области организации учебной деятельности и другие.
Высокий уровень требований приводит к возникновению у педагогов различных затруднений, которые чаще всего являются последствием несформированности базовых компетентностей.
В ходе реализации ФГОС НОО учитель реализует следующие компетенции:
– проектирование и управление учебной ситуацией на уроке;
– диагностика новых образовательных результатов;
– владение технологией проектной работы;
– владение технологией учебного исследования;
– умение организовать групповую работу;
– умение организовать проведение учениками исследования средств, которыми они владеют;
– умение организовать построение модели и способа и их проверку в условиях решения практической задачи;
– умеет организовать понимание и исследовать непонимание учащихся;
– умеет проводить по ходу учебной ситуации оперативную экспресс-диагностику.
Материал наблюдений обнаруживает следующие проблемы и трудности педагогических работников, затрудняющие достижение целей ФГОС НОО.
1 группа – ошибки и трудности в подборе технологий и методов обучения:
– использование стандартных методов традиционной технологии (объяснение материала, устный опрос, решение задач и др.);
– односторонняя увлеченность методами деятельностного обучения (игровые, проектные, проблемные и др.).
Педагоги неохотно используют формы и методы обучения, выходящие за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. Они не видят ресурса других образовательных форм и типов деятельностей (проектной, исследовательской) в получении нового образовательного результата.
Очевидно, что обучение невозможно при полном исключении из дидактического арсенала учителя роли транслятора знаний, репродуктивных методов обучения. Как показывает практический опыт, все дело в их гармоничном сочетании. Оно определяется степенью мотивированности класса к изучению данного предмета, степенью подготовленности класса, уровнем сложности и объемом изучаемого материала, возрастом детей и т. д.
2 группа – трудности осуществления учителем в соответствии с требованиями ФГОС НОО контрольно-оценочной деятельности:
– проблема преодоления «универсальности» школьной отметки в оценивании предметных знаний и умений;
– отсутствие опыта в оценивании метапредметных результатов;
– неумение психологически грамотно оценить личностные результаты обучения.
Результаты контрольно-оценочной деятельности, осуществляемой учителем, должны точно и объективно отслеживать не только отдельные стороны или проявления способностей ученика – как в отношении освоения им системы знаний, так и в отношении освоения способов действий, но и давать целостное, а не разрозненное представление об учебных достижениях ребенка, о достижении им планируемых результатов обучения. Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности. Хотя разнообразие форм оценивания образовательной успешности является необходимым условием полноценной реализации ФГОС, педагоги по-прежнему предпочитают учительский контроль в форме самостоятельных, контрольных и
тестовых работ прочим формам, не придавая должного значения воспитанию оценочной самостоятельности, формирующему оцениванию школьников.
3 группа – ошибки и затруднения педагогов в целеполагании. Учителя часто испытывают трудности в формулировании цели своей педагогической деятельности с учетом требований ФГОС. Не все учителя готовы к принятию целей образовательного стандарта, изменений, связанных с введением ФГОС НОО. Педагогически грамотно поставленные цели занятия должны быть диагностируемыми, конкретными, понятными, осознанными, описывающими желаемый результат, реальными, побудительными (побуждающими школьников к действию), точными и пр.
Некоторые ошибки и трудности учителя при постановке цели занятия:
– целеполагание (выявление целей и задач учителя и учащихся, их предъявление друг другу, согласование достижения) педагог осуществляет формально и лишь на последней стадии планирование занятия;
– цели поставлены абстрактно и не могут служить руководством к проведению единичного занятия;
– неумение спроектировать личностные и метапредметные результаты обучения;
– подмена цели средствами урока.
Педагоги испытывают трудности в анализе эффективности урока (в том числе, и собственного). Вместо содержательного анализа они попросту пересказывают план урока, добавляя к этому пересказу формальные перечисления использованных ими методов, приемов и т.д. Анализ эффективности урока невозможен без наличия у учителя средств диагностики образовательного результата, в том числе включенных в ход урока. Наряду с
отсутствием у учителя диагностических средств, другой причиной формализма в оценке полученного на уроке результата является «погоня за отметкой» как единственным легитимным мерилом эффективности учительского труда.
4 группа – ошибки и затруднения в отборе содержания учебного материала:
– трудности в поиске ценностного смысла в изучаемом материале (знание не ради знания, а для жизни, решения повседневных жизненных задач);
– трудности в сочетании принципов научности и доступности, в изучаемом материале не выделено главное;
– материал не систематизирован и не связан с предыдущим.
Содержание учебного материала должно отвечать принципу научности, соответствовать теме урока и требованиям программы, по которой работает учитель, обеспечивать связь теории с практикой, раскрывать практическую значимость знаний, проявлять связь изучаемого материала с ранее пройденным. Педагоги затрудняются в разработке сценария урока. Учителям часто трудно найти баланс разного рода деятельностей – учебной, проектной, исследовательской, игровой, состязательной, трудовой, спортивной, художественной и др., а также социальной практики в решении воспитательных и образовательных задач.
- Педагоги затрудняются в определении форм активности детей, за счет которых возможно достижение ими метапредметных результатов. Содержащиеся в ФГОС НОО формулировки требований к метапредметным результатам зачастую непонятны педагогам.
Учителя путают метапредметные, предметные и личностные результаты, затрудняются в указании конкретного УУД, актуализирующегося в учебной ситуации, испытывают трудности в проектировании формы учебной работы, способствующей формированию конкретного УУД. Для многих учителей неясна логика взаимосвязи предметного и метапредметного результата, они не обнаруживают ресурса привычных учебных заданий и ресурса учебного материала в отношении формирования метапредметного результата.
Работа по выявлению образовательных дефицитов педагогов на основе анализа детских результатов начата в 2021 году. На платформе онлайн – образования ЭРА – СКОП выставлены три индивидуальных образовательных маршрута. Два ИОМа разработаны заместителями директора по УВР, один – учителем начальных классов.
Доля педагогов ОУ, освоивших программы ПК в соответствии с выявленными профессиональными дефицитами составляет 75%.
План мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся
Ответственные за формирование функциональной грамотности по направлениям:
№ | Направление | ФИО ответственного в ОУ |
1. | Математическая грамотность | Алыпова О.А. |
2. | Читательская грамотность | Вигандт А.В. |
3. | Естественнонаучная грамотность | Вернер Е.А. |
4. | Финансовая грамотность | Бондарева Л.В. |
5. | Креативное мышление | Федотко М.А. |
Формирование математической грамотности
Виды деятельности и формы работы | Срок | Ответственный | |
1 | Включение на каждом уроке примеров на отработку вычислительных навыков, навыков быстрого, осмысленного выполнения арифметических действий.
|
В течение года | Учителя начальных классов |
2 | Формирование умений решения задач реальной математики.
|
В течение года | Учителя начальных классов |
3 | Формирование умений и отработка навыков решения типовых задач, комбинированных задач, задач исследовательского характера.
|
В течение года | Учителя начальных классов |
4 | Организация занятий по внеурочной деятельности по предметам естественно-математического цикла.
|
В течение года | Учителя начальных классов |
5 | Организация дополнительных занятий по предметам. | В рамках консультаций, дополнительных занятий | Учителя начальных классов |
6 | Вовлечение всех обучающихся в процесс организации и участия в мероприятиях в рамках проведения недели математики. | Неделя математики – февраль | Учителя начальных классов |
7 | Обмен опытом работы через взаимопосещение уроков учителей.
|
Открытые уроки
математики
|
Учителя начальных классов
|
8 | Привлечение одаренных и мотивированных обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах, проектах различного уровня. | В течение года | Учителя начальных классов
|
9 | Мониторинг | Алыпова О.Т. |
Формирование читательской грамотности
Содержание | Ответственные | Сроки | |
1. | Стартовая диагностика: тест на оценку сформированности навыков чтения | Учителя 1 классов | сентябрь |
2. | Создание методической копилки “Способы и приёмы, способствующие формированию правильного чтения” | Учителя начальных классов | В течение года |
3. | Текущий контроль по чтению на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа и пр. | Учителя начальных классов
|
В течение года |
4. | Заседания ШМО:
· Разработка методических и дидактических материалов по формированию читательской грамотности; · обмен опытом Выступления и мастер-классы с учителями – предметниками:«ЧГ как основа формирования УУД школьников» · «Приемы организации смыслового чтения на уроках» · «Роль скорости чтения в подготовке школьников к · «Виды текстов, приемы и этапы работы с текстом» · «Система работы по формированию ЧГ в начальной школе» |
Руководитель ШМО, учителя начальных классов | Раз в четверть |
Формирование естественнонаучной грамотности
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Разработка и утверждение учебных
планов, программ внеурочной деятельности
|
Сентябрь | зам. директора по УВР |
2. | Совершенствование внутренней системы
оценки качества образования по оценке предметных и метапредметных достижений учащихся по предметам естественнонаучного цикла, естественнонаучной грамотности школьников |
В течение года
|
зам. директора по УВР
руководитель ШМО
|
3. | Участие в региональном мониторинге,
диагностических работ учащихся 4 классов по оценке естественнонаучного образования |
апрель
|
зам. директора по УВР
|
4. | Обобщение и распространение лучших
образовательных практик
|
в течение года
|
Учителя начальных классов
|
5. | Организация своевременного прохождения
курсов повышения квалификации педагогическими работниками предметов естественнонаучного цикла |
по графику
|
зам. директора по УВР
|
6. | Семинар «Формирование метапредметных
компетенций в условиях ФГОС НОО
|
апрель | руководитель ШМО
|
7. | Круглый стол «Эффективные пути
реализации системно-деятельностного подхода в обучении, как одно из условий повышения качества естественнонаучного образования»
|
май | Вернер Е.В. |
8. | Участие в работе муниципальных творческих групп
учителей естественнонаучного цикла по повышению качества образования
|
в течение года
|
Учителя начальных классов
|
9. | Участие во Всероссийской олимпиаде
школьников, муниципальных предметных олимпиадах для 4 |
октябрь | Учителя начальных классов
|
Формирование финансовой грамотности
|
Мероприятие | Сроки | Ответственные |
1. | Участие в онлайн уроках по финансовой грамотности 1-4 классов | в течение года
|
Учителя начальных классов
|
2. | Размещение материалов по финансовой грамотности на стенде в школе. | В течение года
|
зам. директора по УВР
|
3. | Итоговая диагностика сформированности финансовой грамотности у обучающихся | Май | зам. директора по УВР
|
Формирование креативного мышления
|
Мероприятие | Ответственные | Сроки |
1. | |||
2. | Создание копилки «Способы и приёмы, способствующие формированию креативного мышления» | Учителя-предметники
|
В течение года |
3. | Методический совет по теме «Креативное мышление» | Федотко М.А.
|
март |
4. | Заседания ШМО по темам:
· Разработка методических и дидактических материалов по формированию креативного мышления; · обмен опытом; · мастер-классы по использованию приемов формирования креативного мышления.
|
Руководитель ШМО, учителя начальных классов | Раз в четверть |
5. | Проведение открытых уроков.
|
Учителя – предметники | В течение года
|
6 | Итоговая диагностика сформированности креативного мышления у обучающихся | Руководитель ШМО | Апрель -май |
Наличие системы поддержки молодых педагогов и системы наставничества
- Доля учителей в возрасте до 35 лет, имеющих наставника, от общей численности учителей до 35 лет составляет 20%.
- Доля учителей , освоивших программы специализации и работающих в практике «Супервизор» составляет 4%.